Официальный сайт Счетной палаты Чукотского автономного округа
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
Чукотского автономного округа

Дата публикации: 22 апр 2013г.




Коллегия Счетной палаты Чукотского автономного округа 27 марта 2013 года рассмотрела и утвердила отчет по результатам контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования государственных средств, направленных на реализацию программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи за период 2010-2012 годы на территории Чукотского автономного округа», проведенного совместно со Счетной палатой РФ. Проверка проводилась в Департаменте социальной политики Чукотского автономного округа, в Чукотском территориальном фонде обязательного медицинского страхования Чукотского автономного округа, в Федеральном казенном учреждении здравоохранения «Медико-санитарная часть УВД по Чукотскому автономному округу», в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Чукотская окружная больница», в Государственном бюджетном учреждении «Управление капитального строительства Чукотского автономного округа». Оценка эффективности проведена по 9 критериям, фактические данные, полученные в результате проверки, соответствуют только 2 установленным критериям, а по 2 критериям соответствуют не в полной мере, остальные критерии не достигнуты.

По результатам проведения контрольного мероприятия установлено следующее.

В течение всего проверяемого периода Программа была бездефицитной, но финансирование медицинских услуг осуществлялось не всегда своевременно и по состоянию на 1 января 2013 года на балансе ГБУЗ «Чукотская окружная больница» числилась задолженность за страховой компанией в сумме 28,2 млн.рублей.

В результате проведения контрольного мероприятия установлено, что территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (далее – Программа) по составу затрат и видам медицинской помощи соответствовала установленным требованиям, а по содержанию соответствовала требованиям не в полной мере. При этом, нормативы финансовых затрат и подушевые нормативы финансового обеспечения утвержденные в Программе экономически не обоснованы, так как рассчитаны без применения методик Минздравсоцразвития РФ, других методик (порядков), разработанных в округе, показатели применяемые для их расчета не подтверждены документально. Нормативы объемов медицинской помощи рассчитаны в соответствии с нормами, установленными Минздравсоцразвития РФ, но без учета региональных особенностей, в результате чего не соответствовали сложившейся потребности населения: объемы скорой, амбулаторной медицинской помощи и дневных стационаров в полном объеме не исполнялись, а объемы оказанной стационарной медицинской помощи значительно превышали утвержденные.

При формировании тарифов нарушалась методика их расчетов. Повышение тарифов на оказание медицинской помощи на 15% с 1 октября 2012 года произведено по основаниям не соответствующим Программе государственных гарантий РФ и тарифному соглашению.

В нарушение бюджетного законодательства и подзаконных актов, регулирующих порядок разработки и выполнения государственных заданий, медицинские учреждения, участвующие в реализации Программы в 2010-2012 годах оказывали медицинскую помощь в отсутствие государственных заданий.

Учреждения здравоохранения не в полном объеме обеспечены медицинскими кадрами, укомплектованность составляла 53,7%-54,8%. Средний показатель совмещения составил 1,5-1,7 ставки, но допускалось совмещение до 2-2,5 ставок, что негативно отражалось на качестве медицинской помощи. При этом увеличивается количество врачей в возрасте от 50 до 55 лет. Необеспеченность населения округа квалифицированными врачами узкой специализации восполняется населением за счет услуг в других субъектах и расходы за оказанные на других территориях Российской Федерации медицинские услуги ежегодно растут, так в 2011 году они выросли на 15,9% , в 2012 году на 8,9% и составили 17,0 млн.рублей. В течение проверяемого периода наблюдался рост заработной платы медицинских работников.

В результате мер, принимаемых органами исполнительной власти округа и ГБУЗ «Чукотская окружная больница», на территории округа достигнуто полное обеспечение потребности населения лекарственными средствами. Лекарственное обеспечение стационарной медицинской помощи и граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, производится в необходимых объемах. Основным источником финансового обеспечения данных расходов служат средства обязательного медицинского страхования (83,7%). В то же время, на территории округа к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства установлены самые высокие в Дальневосточном федеральном округе предельные розничные надбавки.

В целях обеспечения доступности населения округа медицинской помощью в рамках Программы, за счет средств окружного бюджета осуществляются расходы на оплату стоимости проезда гражданам в учреждения здравоохранения федерального значения и лечебно-профилактические учреждения других субъектов Российской Федерации по квотам, выделяемым Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Кроме того, в отсутствие квот, производится оплата расходов, как стоимости проезда граждан, так и их пребывания в учреждениях здравоохранения других субъектов Российской Федерации при заболеваниях, обследование и лечение которых не может быть оказано в лечебно-профилактических учреждениях Чукотского автономного округа. Финансовое обеспечение указанных расходов соответствует потребности населения.

Основные критерии оценки качества медицинской помощи, установленные Программой, за проверяемый период не достигнуты, но данные показатели имеют положительную динамику, за исключением показателя младенческой смертности, который продолжает увеличиваться, а также снижается показатель удовлетворенности населения ожиданием на прием к врачу.

Как показали результаты аудита, система здравоохранения, действующая на сегодняшний день в округе, не обеспечивает должный уровень контроля за качеством и уровнем доступности оказываемой медицинской помощи.

В целях устранения выявленных недостатков и нарушений, в адрес Правительства Чукотского автономного округа, Департамента социальной политики Чукотского автономного округа и ЧТФОМС направлены рекомендации Счетной палаты Чукотского автономного округа.