Официальный сайт Счетной палаты Чукотского автономного округа
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
Чукотского автономного округа

Дата публикации: 16 дек 2009г.




В октябре - ноябре текущего года Счётная палата Чукотского автономного округа провела проверки правильности формирования государственным предприятием "Чукотфармация" розничных цен на лекарственные средства за 2008 год и первое полугодие 2009 года, и целевого использования финансовых средств, выделенных в 2009 году из федерального и окружного бюджетов на реализацию на территории Чукотского автономного округа приоритетного национального проекта "Здоровье".

Это тем более актуально сейчас, когда по миру катится волна пресловутого "свиного" гриппа, а у нас на Чукотке в суровую зимнюю пору растёт число простудных заболеваний.

Президент России, Государственная Дума РФ, Минздравсоцразвития крайне озабочены в этой связи ростом цен на лекарства и изделия медицинского назначения, и предпринимают все меры для того, чтобы остановить эту негативную тенденцию.

Как же обстоят в этой связи дела у нас на Чукотке?

Аудитор Счётной палаты Лидия Павловна Николаюк прокомментировала результаты проведённых проверок.

Предприятие "Чукотфармация" заключило в 2008 году 38 и в 2009 году - 39 договоров на поставку в Чукотский автономный округ лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Основными поставщиками продукции медицинского назначения являются не её производители, а предприятия, осуществляющие оптовую торговлю лекарственными средствами, то есть посредники.

Проведённая проверка установила, что доля получаемых лекарственных средств, поставляемых через оптовые организации, имеющие федеральную лицензию на осуществление оптовой торговли, в 2008 году составила 99%, а в первом полугодии 2009 года - 97%. При этом крайне низкими остаются поставки лекарственных препаратов непосредственного от самого производителя.

Пока товар дойдёт до потребителя, цена на него увеличивается на размер оптовой надбавки посредников.

При заключении договоров на поставку лекарственных препаратов предприятие "Чукотфармация" не отслеживает уровень цен лекарственных препаратов, зарегистрированных в государственном реестре, и не применяет их при согласовании цены при заключении контрактов с посредниками.

Кроме реализации лекарственных препаратов, на которые регулируется торговая надбавка, предприятие "Чукотфармация" осуществляет реализацию лекарственных средств по свободным розничным ценам.

Торговые надбавки на лекарственные средства по структурным подразделениям имеют существенные отличия.

Например, на лекарственные средства стоимостью до 30 руб. в аптеках г.г. Анадырь, Билибино и пос. Эгвекинот торговая надбавка составляет 200%, а в пос. Провидения - 300%, тогда как по экономически обоснованным расчётам максимальная торговая надбавка, в разрезе структурных подразделений, в 2008 году составляла от 85 до 170%, а в 2009 году от 74 до 146%.

Выборочная проверка только по 28 наименованиям лекарственных средств, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших, показала, что завышение торговой надбавки составляло в среднем 348,5 руб. на одну единицу лекарственных средств.

Кроме того, в торговых залах аптек на упаковках лекарственных средств была обозначена цена закупки, а на ценниках - цена реализации ( с учётом торговой надбавки ), что вызывало законные претензии со стороны покупателей о недостоверности ценообразования.

Следует также отметить, что в 2008 году предприятие "Чукотфармация" сработало с прибылью более 5,0 млн. руб., при этом в окружной бюджет отчисления от неё не производились.

Счётная палата обратила внимание Департамента социальной политики Чукотского автономного округа на сложившуюся ситуацию, и отметила, что Департаментом не осуществляется в должной мере контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия "Чукотфармация".

Счётная палата провела проверку за девять месяцев 2009 года по использованию средств ГУЗ "Чукотская окружная больница" на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье".

Что же показала проверка целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на организацию и осуществление денежных выплат медицинским работникам в рамках выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи?

Здесь надо уточнить: согласно постановлению Правительства РФ №1087 от 31.12.2008 г. некоторым категориям медицинских работников, среди которых врачи-терапевты, врачи-педиатры и работающие с ними медицинские сёстры, установлены денежные выплаты за оказание дополнительной медицинской помощи.

За девять месяцев текущего года кассовые расходы учреждения по денежным выплатам составили 11,9 млн. руб.

Из полученных средств 94,8 тыс. руб. учреждением отвлечены в дебиторскую задолженность, из которой большая часть - на длительный период, что свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств.

При этом следует отметить, что нарушений при осуществлении денежных выплат работникам, проверкой не выявлено.

Как известно, согласно постановлению Правительства РФ денежные выплаты производятся так же и медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсёстрам скорой помощи.

По этой категории медработников на денежные выплаты лимиты бюджетных обязательств на 2009 год установлены в размере 11,9 млн. руб.

Так, дополнительная денежная выплата врачу отделения скорой помощи составляет 5 тыс. руб., заведующему фельдшерско-акушерского пункта, фельдшеру и акушерке фельдшерско-акушерского пункта отделения скорой медицинской помощи - 3,5 тыс. руб., медицинской сестре фельдшерско-акушерского пункта и медицинской сестре скорой помощи - 2,5 тыс. руб.

При этом надо отметить, что на эти денежные выплаты начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера.

Надо сказать, что здесь нарушений по правильности начисления и своевременной выплаты денежных выплат не установлено.

Была проведена проверка по использованию денежных средств, выделенных из федерального бюджета на оплату медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также диспансерного (профилактического) наблюдения детей, поставленных в течение первого года жизни на диспансерный учёт.

На эти цели средства из федерального бюджета отпущены немалые.

В частности, за каждую женщину, получившую стационарную помощь в период родов и в послеродовой период, Фонд социального страхования (ФСС) согласно Договору перечисляет ГУЗ "Чукотская окружная больница" 6 тыс. руб.

А помимо этого перечисляются деньги за каждого ребёнка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трёх месяцев на диспансерный учёт и получившего в течение вторых шести месяцев с даты постановки на учёт услуги по профилактическому наблюдению.

Медицинские услуги в этой части были оказаны на 4,9 млн. руб.

Всего с января по сентябрь текущего года больница получила 950 родовых сертификатов.

Нарушений по использованию средств на выплаты выявлено не было.

В Чукотском автономном округе, как и в любом другом субъекте Российской Федерации, проводится дополнительная диспансеризация работающих граждан, на что так же выделяются средства из федерального бюджета.

Дополнительная диспансеризация работающих граждан проводится в рамках национального проекта "Здоровье".

В целом по России норматив затрат на одного человека установлен в сумме 1042 рубля. Фактическая же стоимость этого вида услуг у нас в округе составила 4142 рубля.

Выделяемые Чукотским территориальным фондом обязательного медицинского страхования средства не покрывают расходы по проведению дополнительных медицинских осмотров.

Таким образом, большая часть расходов (до 75%) приходится на окружной бюджет.

Имеется и дебиторская задолженность в сумме 16,4 тыс. руб., что свидетельствует о неэффективности использования этих средств.

В стационарных учреждениях Чукотского автономного округа пребывают дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Средства на проведение их диспансеризации предусмотрены в бюджета территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Согласно утверждённому нормативу, затраты на проведение дополнительной диспансеризации одного ребёнка в возрасте до четырёх лет включительно составляют 1877,5 руб., в возрасте от пяти до 17 лет включительно - 2377,6 руб.

Всего за девять месяцев 2009 года ГУЗ "Чукотская окружная больница" от Чукотского территориального фонда обязательного медицинского страхования на эти цели получила 318,4 тыс. руб., из них 183,8 тыс. руб. направлено на диспансеризацию 79 детей.

Нарушений при распределении средств и осуществлении выплат в ходе проверки не установлено.

Кроме того, проверено использование средств, полученных за проведение углублённых медицинских осмотров работников, занятых на работах, связанных с вредным или опасным производством.

В текущем году было осмотрено 1260 человек. Стоимость произведённых осмотров составила 831,6 тыс. руб.

Нарушений здесь также не выявлено.

Коллегия Счётной палаты утвердила отчёты о результатах проведённых проверок и они направлены в адрес Думы и Правительства Чукотского автономного округа.

В адрес ГУЗ "Чукотская окружная больница" направлено представление Счётной палаты с предложением о недопущении неэффективного использования средств, полученных на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта, а в адрес предприятия "Чукотфармация" - о возмещении в окружной бюджет средств, незаконно полученных в результате завышения торговых надбавок.