Официальный сайт Счетной палаты Чукотского автономного округа
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
Чукотского автономного округа

Дата публикации: 17 ноя 2017г.




Коллегией Счетной палаты Чукотского автономного округа рассмотрено заключение на проект закона Чукотского автономного округа «Об окружном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее - Законопроект), подготовленное в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), Федеральным законом "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Законом Чукотского автономного округа "О Счетной палате Чукотского автономного округа", Законом Чукотского автономного округа "О бюджетном процессе в Чукотском автономном округе"(далее - Закон №31-ОЗ).

            Законопроект внесен Губернатором Чукотского автономного округа на рассмотрение Думы Чукотского автономного округа в срок, установленный статьей 16 Закона №31-ОЗ. Законопроект по структуре и содержанию, а также представленные одновременно с ним материалы, в целом, соответствуют требованиям статей 184.1, 184.2 Бюджетного кодекса и статьи 14 Закона № 31-ОЗ и представлен в форме проекта закона Чукотского автономного округа, что соответствует  статье 11 Бюджетного кодекса.

   Законопроект составлен на основе: посланий Президента Российской Федерации, определяющих основные направления бюджетной и налоговой политики  в Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, основных направлений бюджетной и налоговой политики Чукотского автономного округа на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, бюджетного прогноза Чукотского автономного округа на период до 2028 года, прогноза социально-экономического развития Чукотского автономного округа на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, государственных программ Чукотского автономного округа, что соответствует требованиям статьи 172 Бюджетного кодекса. 

             Проект окружного бюджета составлен сроком на три года: на 2018 год - очередной финансовый год и на плановый период 2019 и 2020 годов, что соответствует пункту 4 статьи 169 Бюджетного кодекса.

В трехлетнем периоде экономическая ситуация в Чукотском автономном округе прогнозируется значительным ростом объемов инвестиций в основной капитал; объемов добычи угля, природного газа; умеренным ростом производства сельскохозяйственной продукции, оборота розничной торговли и платных услуг населению, оборота малых и средних предприятий, заработной платы и реальных денежных доходов населения, инфляции (незначительно в 2018 году) и снижением объемов добычи золота, численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.

            Законопроектом на 2018 год доходы окружного бюджета предусматриваются в объеме 29 203 628,4 тыс.рублей, расходы - 29 544 232,4 тыс. рублей, дефицит составит 340 604,0 тыс. рублей.

            В плановом периоде, на 2019 год доходы окружного бюджета прогнозируются в объеме 25 128 076,1 тыс.рублей, расходы - 24 657 430,1 тыс. рублей, на 2020 год доходы - 23 477 898,9 тыс.рублей, расходы - 22 536 606,9 тыс. рублей. Исполнение окружного бюджета на плановый период прогнозируется с профицитом: в 2019 году в объеме 470 646,0 тыс. рублей, в 2020 году - 941 292,0 тыс. рублей.

Законопроектом доходы окружного бюджета на 2018 год предусмотрены  с незначительным уменьшением по отношению к оценке доходов за 2017 год на  252 837,6 тыс. рублей или на 0,9%, с уменьшением к предыдущему году в 2019 году на 14,0% и в 2020 году на 6,6%. Расходы на 2018 год, по сравнению с предыдущим годом, уменьшаются на 3,9%, на 16,6% в 2019 году к 2018 году, и в 2020 году на 8,6% к 2019 году.

            По экспертной оценке Счетной палаты, налоговые доходы окружного бюджета, предусматриваемые Законопроектом, занижены на 2018 год на 76 732,1 тыс. рублей, на 2019 год – на 180 420,5 тыс. рублей, на 2020 год  -  на 634 098,3 тыс. рублей.

            В материалах к Законопроекту отсутствует оценка выпадающих доходов окружного бюджета в 2018 - 2020 годах по организациям, получающих преференции в виде пониженных налоговых ставок в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чукотского автономного округа, что не позволяет в полной мере оценить прогнозные  показатели налоговых доходов окружного бюджета.

            В структуре доходов окружного бюджета на 2018 год на безвозмездные поступления приходится 60,2% или 17 569 280,2 тыс. рублей, из них межбюджетные трансферты из федерального бюджета – 17 542 464,5 тыс. рублей. Поступление межбюджетных трансфертов в 2018 году из федерального бюджета планируется на 3 752 666,6 тыс. рублей больше оценки поступлений  2017 года. В 2018 году значительно увеличатся поступления из федерального бюджета субсидий на 1 746 172,2 тыс. рублей (60,9%) к оценке 2017 года, в прогнозном периоде наблюдается тенденция к их снижению: в 2019 году – 90,7% к 2018 году, в 2020 году – 81,3% к  2019 году. Законопроектом дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности предусматриваются с ежегодным снижением к предыдущему году: 2018 год – 95,0% к 2017 году, 2019 год - 85,6% и 2020 год – 82,3%.

Анализ соблюдения норм бюджетного законодательства при ведении реестра расходных обязательств Чукотского автономного округа показал, что по 27 расходным обязательствам установлены нарушения требований пункта 2 статьи 87 Бюджетного Кодекса.

Окружной бюджет по расходам на 2018-2020 годы сформирован на основе 16‑ти государственных программ Чукотского автономного округа. В структуре расходов окружного бюджета ассигнования на реализацию государственных программ составляют: на 2018 год - 96,5 % (28 457 504,2 тыс. рублей), на 2019 год - 94,0 % (23 167 767,2 тыс. рублей), на 2020 год - 91,5 % (20 612 171,3 тыс. рублей). Непрограммные направления расходов окружного бюджета составляют: на 2018 год - 3,5 % (1 086 728,2 тыс. рублей), на 2019 и 2020 годы - 4 % (985 421,3 тыс. рублей) и 4,3% (982 843,1 тыс. рублей). Условно утвержденные расходы в структуре расходов окружного бюджета на 2019 год составляют 2,0 % (504 241,6 тыс. рублей) и на 2020 год 4,2 % (941 592,5 тыс. рублей).

Объем бюджетных инвестиций на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов составляет 8 126 551,8 тыс. рублей, 4 407 942,7 тыс. рублей и 3 815 572,4 тыс. рублей, соответственно. В плановом периоде 2019 и 2020 годов прогнозируется снижение объемов инвестиций на 45,8% и 13,4% соответственно.

Анализ представленных к Законопроекту Паспортов государственных программ Чукотского автономного округа показал следующее:

   - паспорта государственных программ, представленные одновременно с Законопроектом в соответствии со статьей 14 Закона 31-ОЗ, содержат общую информацию о государственных программах и не позволяют в полной мере оценить соответствие плановых объемов финансового обеспечения программ ожидаемым результатам их реализации;

              - в четырех государственных программах существенно изменены объемы финансового обеспечения, при этом, целевые показатели и ожидаемые результаты реализации программ, остались неизменными;

              - в двух Госпрограммах не учтены индикаторы, предусмотренные Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года;

в одной Госпрограмме не нашли своего отражения направления Стратегии социально-экономического развития Чукотского автономного округа до 2030 года; 

- в двух Госпрограммах не учтены целевые индикаторы, установленные государственными программами Российской Федерации;

     - по результатам анализа исполнения Госпрограмм за 9 месяцев 2017 года установлены факты, которые могут свидетельствовать о завышении в Законопроекте потребности в бюджетных ассигнованиях и о риске невыполнения отдельных мероприятий шести Госпрограмм.

            В нарушение процедуры рассмотрения проектов государственных программ, определенной Законом №31-ОЗ, вновь принятые Государственные программы «Формирование комфортной городской среды в Чукотском автономном округе в 2018-2022 годах» и «Развитие малоэтажного жилищного строительства и обеспечение комфортной среды проживания населения в Чукотском автономном округе в 2017-2022 годах» утверждены Правительством Чукотского автономного округа в отсутствие заключений Счетной палаты. В нарушение норм Порядка №359 (пункт 3.8.), разработчиком, при направлении в Счетную палату проектов государственных программ для проведения финансово-экономической экспертизы не были представлены соответствующие обосновывающие материалы, что не соответствует нормам действующего регионального законодательства.

Законопроектом (статья 5) бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств предусматриваются на 2018 год в объеме 667 597,9 тыс. рублей, на 2019 год – 663 361,3 тыс. рублей и на 2020 год – 672 524,9 тыс. рублей, что в общем объеме расходов окружного бюджета, составляет 2,3 %, 2,6 %  и  3,0 % соответственно.

Законопроектом предусматривается направить из окружного бюджета межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов в объеме в 736 069,7 тыс. рублей ежегодно и местным бюджетам: на 2018 год - 6 701 034,8 тыс. рублей, на 2019 год - 6 080 575,1 тыс. рублей и на 2020 год - 5 664 680,0 тыс. рублей.

Объем межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям округа ежегодно снижается: в 2018 году на 1 012 520,1 тыс. рублей к 2017 году (или 13,1%), 2019 году - на 620 460,6 тыс. рублей (9,3 %), 2020 году - 415 894,2 тыс. рублей (6,8 %).

Источники внутреннего финансирования дефицита окружного бюджета по составу соответствуют статье 95 Бюджетного кодекса, общий объем источников равен прогнозируемым объемам дефицита (профицита).

Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Чукотского автономного округа на непредвиденные расходы на 2018 год запланированы в объемах 100 000,0 тыс. рублей и в плановом периоде 2019 и 2020 годов - 50 000, 0 тыс. рублей ежегодно, не превышающих норму, установленную статьей 81 Бюджетного кодекса (3% общего объема расходов бюджетов).

Предельный объем государственного долга на 2018 год предусмотрен в размере 11 634 348,2  тыс. рублей, на плановый период 2018 и 2019 годов - 12 276 734,1 тыс. рублей и 12 723 582,1 тыс. рублей соответственно. Предельный объем государственного долга Чукотского автономного округа на 2018 год и на прогнозный период 2019 и 2020 годов не превышает ограничения, установленные пунктом  2 статьи 107 Бюджетного кодекса.

Законопроектом предусмотрена тенденция к снижению государственного долга в 2018 году к 2017 году на 4,1%, в 2019 и 2020 годах к предыдущему финансовому году на 2,4% и 10,3% соответственно.

В целом в проекте закона Чукотского автономного округа "Об окружном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" содержатся все положения, предусмотренные федеральным и региональным бюджетным законодательством и не противоречащие его нормам.

Счетная палата рекомендует проект закона Чукотского автономного округа "Об окружном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" к принятию в первом чтении с учетом замечаний, указанных в настоящем Заключении.

            Заключение на проект закона Чукотского автономного округа «Об окружном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» направлено в Думу Чукотского автономного округа.