Дата публикации: 16 ноя 2017г.
Председатель Счетной палаты Чукотского автономного округа Троцинская С.В. на депутатских слушаниях «О реализации государственных программ на территории Чукотского автономного округа», которые состоялись 15 ноября 2017 года в Думе Чукотского автономного округа выступила с докладом
Председатель Счетной палаты Чукотского автономного округа Троцинская С.В. на депутатских слушаниях «О реализации государственных программ на территории Чукотского автономного округа», которые состоялись 15 ноября 2017 года в Думе Чукотского автономного округа выступила с докладом, текст которого приведен ниже.
Уважаемые депутаты и участники депутатских слушаний!
Предыдущие выступающие уже называли цифры, характеризующие исполнение государственных программ за 9 месяцев 2017 года, поэтому я не буду повторяться. Хочу только дополнить, что из 16 государственных программ исполнение по 6 из них составляет от 60 процентов и выше, три госпрограммы исполнены в пределах до 30-35 процентов, остальные – от 35 до 57 процентов.
Из 180 основных мероприятий, предусмотренных государственными программами, 12 мероприятий по 4-м программам вообще не исполнялись. Как правило, их исполнение, а также использование значительных сумм бюджетных средств переносится на 4 квартал 2017 года.
То, что все финансовые средства будут «освоены», сомнений нет, а вот, насколько эффективно будут использованы бюджетные средства, покажут будущие проверки Счетной палаты.
Уже четвертый год бюджет формируется в программном формате и от качества реализации госпрограмм, достижения целевых показателей, предусмотренных госпрограммами, зависит качество исполнения окружного бюджета, достижение показателей социально-экономического развития Чукотского автономного округа и качество жизни населения округа.
Счетной палатой проведена оценка качества проектирования и реализации государственных программ за 9 месяцев текущего года. Правительством автономного округа в 2017 году утверждены две госпрограммы: «Формирование комфортной городской среды в Чукотском автономном округе в 2018-2022 годах» со сроком реализации начиная с 1 января 2018 года и «Развитие малоэтажного жилищного строительства и обеспечение комфортной среды проживания населения в Чукотском автономном округе в 2017-2022 годах». Обе программы на стадии проектов были возвращены Счетной палатой разработчикам, в связи с отсутствием финансово-экономического обоснования, а также ряда других документов, необходимых для проведения экспертизы в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Однако требуемые документы не были представлены, вместо них Счетная палата получила уже утвержденные Правительством государственные программы.
В результате анализа структуры и содержания утвержденных программ на соответствие действующему законодательству установлено, что цели, предусмотренные государственной программой «Развитие малоэтажного жилищного строительства и обеспечение комфортной среды проживания населения в Чукотском автономном округе в 2017-2022 годах» по созданию безопасных и благоприятных условий проживания граждан и реализации государственной политики в области жилищного строительства неконкретны и не соотносятся, по смыслу и содержанию, с установленными Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», а также Государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» от 15 апреля 2014 года № 223. Механизм реализации государственной программы не предусматривает мер по решению задач по стимулированию и развитию жилищного строительства, и обеспечению населения комфортным жильем. Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы не соответствуют положениям Порядка разработки госпрограмм, утвержденных Правительством Чукотского автономного округа, а поэтому требуют внесения изменений, с целью достижениях их соответствия федеральному законодательству и документам стратегического планирования.В настоящее время в Счетную палату поступил проект постановления Правительства Чукотского автономного округа о внесении изменений в указанную программу, где вводится подпрограмма «Развитие индивидуального жилищного строительства». Это очень хорошо. В то же время предлагается проект Порядка, в соответствии с которым предусматривается выделение субсидий в текущем году только одному физическому лицу на «завершение» строительства индивидуального жилого дома в сумме 2,5 млн. рублей. Причем условия прописаны таким образом, чтобы другие претенденты не смогли воспользоваться этим правом. В проекте не установлен норматив жилой площади на каждого члена семьи, не предусматривается критерий финансового обеспечения индивидуального застройщика. Счетная палата отмечает высокую коррупционную составляющую проекта и Заключение Счетной палаты по данному проекту постановления отрицательное.
За девять месяцев текущего года из 48 принятых постановлений Правительства Чукотского автономного округа по внесению изменений в государственные программы, в Счетную палату для проведения финансово-экономической экспертизы представлено 33 проекта или 80 % проектов, подлежащих экспертизе в соответствии с Законом «О бюджетном процессе в Чукотском автономном округе». Больше всего вносилось изменений в программы: «Энергоэффективность и развитие энергетики Чукотского автономного округа на 2016-2020 годы» и «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом развития малоэтажного строительства на территории Чукотского автономного округа в 2013-2017 годах» - по 6 раз;
«Развитие агропромышленного комплекса Чукотского автономного округа на 2014-2020 годы» - 5 раз;
«Развитие здравоохранения Чукотского автономного округа на 2016-2020 годы» и «Развитие транспортной инфраструктуры Чукотского автономного округа на 2014-2022 годы» - по 4 раза;
Остальные программы – по 3 и 2 раза.
Как показывает практика, больше всего нарушений, выявляемых Счетной палатой при проверках использования бюджетных средств на реализацию госпрограмм допускается именно по программам, не прошедшим финансово-экономическую экспертизу.
Счетной палатой проведена экспертиза нормативных правовых актов Чукотского автономного округа, регулирующих предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в рамках реализации госпрограмм Чукотского автономного округа на соответствие требованиям Постановления Правительства РФ от 6 сентября 2016 года № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым документам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг». Из 40 проверенных Порядков предоставления субсидий выявлено 125 несоответствий отдельных положений. Заключение направлено в Правительство автономного округа с предложением привести действующие Порядки в соответствие с Постановлением Правительства РФ № 887.
По состоянию на 1 ноября т.г. в полном объеме внесены изменения только по программе «Стимулирование экономической активности населения Чукотского автономного округа на 2014-2019 годы». По остальным программам изменения внесены частично, а некоторые из вновь утвержденных порядков, также не соответствуют Постановлению Правительства РФ № 887.
Наряду с проведением финансово-экономической экспертизы проектов государственных программ, Счетная палата проводит последующий контроль за использованием бюджетных средств на реализацию государственных программ. В текущем году проведены проверки законности и результативности использования бюджетных средств на реализацию мероприятий пяти государственных программ за 2016 год и по некоторым – за истекший период 2017 года.
Это программы:
- «Поддержка ЖКХ и энергетики Чукотского автономного округа на 2014-2018 годы» и«Энергоэффективность и развитие энергетики Чукотского автономного округа на 2016-2020 годы» - мероприятия по государственной поддержке энергоснабжающих, газоснабжающих организаций и предприятий угольной промышленности;
- Стимулирование экономической активности населения Чукотского автономного округа на 2014-2019 годы» - мероприятия по предоставлению государственной поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела и на создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- «Развитие агропромышленного комплекса Чукотского автономного округа на 2014-2020 годы» - подпрограмма «Развитие малых форм хозяйствования»;
-«Развитие жилищно-коммунального хозяйства и водохозяйственного комплекса Чукотского автономного округа на 2016-2020 годы» - мероприятие по предоставлению субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение части расходов, не учтенных при установлении тарифов и недополученных доходов, связанных с предоставлением коммунальных ресурсов (услуг) по тарифам, не обеспечивающим издержек за 2016 год.
По всем проверенным программам выявлены серьезные нарушения бюджетного законодательства, законодательства в сфере закупок и другие нарушения, что является результатом безответственного отношения исполнителей программ к своим обязанностям. Сумма выявленных нарушений по указанным программам составила 1млрд. 485,6 млн. рублей, в том числе 1,0 млрд. рублей с декабря 2016 года числится в дебиторской задолженности в виде аванса, перечисленного подрядной организации. Кроме этого, на 1 августа текущего года не востребованы 124 млн.рублей на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: «Две одноцепные ВЛ 110 кВ «Билибино-Кекура-Песчанка». Это говорит о том, что потребность в бюджетных средствах по этим мероприятиям программы необоснованная.
Следует отметить, что за 9 месяцев текущего года почти 94 процента бюджетных средств по программе «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и водохозяйственного комплекса Чукотского автономного округа на 2016-2020 годы» или 4,3 млрд.рублей – это субсидии на компенсацию ресурсоснабжающим организациям недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных услуг по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек и возмещение части затрат, не учтенных при установлении тарифов на коммунальные услуги». При этом, дебиторская задолженность составила 1,3 млрд. рублей.
В результате реализации данной программы, развития жилищно-коммунального хозяйства не наблюдается, все средства идут на текущие расходы. Хочу обратиться к Департаменту промышленности о контроле инвестиционной составляющей, которая включена в тарифы. К сожалению, Департамент промышленности уже два года так и не может ответить на вопрос: какой износ инженерных сетей в жилищно-коммунальном хозяйстве Чукотского автономного округа и сколько сетей требуют замены?
Мероприятие «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов инженерной инфраструктуры» подпрограммы «Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры» исполнено лишь на 43,4 % (15487,1 тыс. рублей) при объеме финансовых ресурсов 35700 тыс. рублей из которых 20000 тыс. рублей – субсидия на разработку проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) полигонов твердых коммунальных отходов.
Следует отметить крайне пассивную позицию Департамента промышленности по контролю за правомерностью использования выделенных бюджетных средств, а также за возвратом незаконно выделенных бюджетных средств.
Из-за неоперативной работы специалистов Департамента промышленности, до настоящего времени не возвращены в бюджет 37,7 млн. рублей по результатам проверки Счетной палаты, проведённой в апреле, июне и сентябре 2017 года, когда было выявлено незаконное предоставление субсидий на возмещение недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных услуг по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, а также использованием субсидий шахтой «Угольная» в сумме 30,9 млн.рублей на цели, не соответствующие условиям предоставления субсидий.
Учитывая напряженную ситуацию с доходами окружного бюджета, следует всем главным распорядителям бюджетных средств изменить отношение к использованию вверенных бюджетных средств, привести в соответствие с федеральным и региональным законодательством нормативную базу, регулирующую предоставление и использование бюджетных средств, установить надлежащий контроль в соответствии с бюджетным законодательством и повысить ответственность должностных лиц за результативность использования государственных средств и достижение целевых показателей государственных программ.
Спасибо за внимание.