Дата публикации: 30 дек 2016г.
Счетной палатой Чукотского автономного округа проведено контрольное мероприятие «Аудит эффективности расходования государственных финансовых ресурсов на здравоохранение в Чукотском автономном округе за 2013-2015 годы».
Расходы за счет государственных источников на реализацию мероприятий Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Чукотском автономном округе (далее – Территориальная программа) в проверяемом периоде составили: в 2013 году 2 464,9 млн. рублей, в 2014 году – 2 344,8 млн. рублей, в 2015 году – 2 611,3 млн. рублей и увеличились по отношению к 2013 году на 146,4 млн. рублей или на 5,9%.
В системе ОМС на территории округа застраховано: 2013 году – 51 773 человека, в 2014 году – 53 050 человек, в 2015 году –51 223 человека.
В ходе аудита установлено, что основные параметры Территориальных программ– нормативы объемов всех видов медицинской помощи и нормативы финансовых затрат обоснованы, и соответствуют требованиям нормативно-правового регулирования.Территориальные программы, включая Программы ОМС, в период 2013-2015 годов обеспечены государственными средствами.
Наиболее низкое исполнение программных показателей в 2013-2015 годах отмечается при оказании медицинской помощи дневных стационаров (11,5%, 14,5%, 29%), скорой (санитарно-авиационной) помощи (53,3%, 19,8%, 20,5%), скорой медицинской помощи (63%, 71,8%, 60,1%), что свидетельствует о завышении потребности в объемах данных видов медицинской помощи при формировании Территориальной программы.
По итогам экспертиз, проведенных Страховой организацией в проверяемом периоде, объем средств, подлежащих оплате медицинским организациям, уменьшен на общую сумму 230,8 млн. рублей.
Кадровое обеспечение медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальных программ, в округе недостаточно. Проведенная оптимизация штатной численности медицинских организаций не повлияла на эффективность использования кадрового потенциала. В округе по-прежнему отмечается недостаток специалистов ряда специализаций в амбулаторно-поликлинических подразделениях медицинских организаций.Недостаток обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом восполняется за счет внутреннего и внешнего совместительства, что отрицательно влияет на доступность и качество оказания медицинской помощи.Несмотря на рост заработной платы всех категорий медицинского персонала в 2015 году, показатели соотношения средней заработной платы работников медицинских организаций, к средней заработной плате в Чукотском автономном округе, установленные в «дорожной карте», не достигнуты.
В анализируемом периоде, размеры государственного финансирования на льготное лекарственное обеспечение граждан Чукотского автономного округа достаточны, граждане, имеющие право на льготное лекарственное обеспечение и воспользовавшиеся этим правом, были обеспечены лекарственными средствами в полном объеме.
Население Чукотского автономного округа специализированной медицинской помощью, в том числевысокотехнологичной, обеспечено в полном объеме, в период 2013-2015 годов на обследование и лечение в учреждения здравоохранения федерального подчинения и медицинские организации других субъектов Российской Федерации направлено 1 294 пациента.
В ходе аудита установлен низкий уровень проведения мероприятий по диспансеризации, профилактическим медицинским осмотрам, что свидетельствует о слабой организации и недостаточной пропаганде необходимости их проведения.
Анализ исполнения Территориальной программы показал, что программа не сбалансирована по объемам, видам медицинской помощи и их финансовому обеспечению,не соответствует реальным потребностям населения, что отрицательно сказывается на доступности медицинской помощи оказываемой населению, и в частности населению, проживающему в отдаленных населенных пунктах округа.
Отчет о результатах аудита рассмотрен на Коллегии Счетной палаты инаправлен в Думу Чукотского автономного округа и Правительство Чукотского автономного округа.