Официальный сайт Счетной палаты Чукотского автономного округа
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
Чукотского автономного округа

Дата публикации: 04 ноя 2015г.




Коллегией Счетной палаты Чукотского автономного округа рассмотрен и утвержден отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности проведенной оптимизации медицинских организаций на территории Чукотского автономного округа и оценка доступности оказания медицинской помощи населению округа за 2013-2014 годы».

Анализ нормативных правовых актов, регулирующих сферу здравоохранения округа,  показал, что мероприятия по оптимизации  расходов медицинских организаций на 2013-2014 год действующими нормативными правовыми актами не предусматривались.

В 2014 году  проведена  оптимизация коечного фонда медицинских организаций Чукотского автономного округа, в результате которой количество койко-мест в сельских медицинских организациях уменьшилось на 67 единиц, в районных медицинских организациях – на 5 единиц. При этом  средняя длительность работы койки в году увеличилась  с 299 дней в 2013 году до 306 дней в 2014 году,  число умерших больных в стационаре выросло со  146 человек в 2013 году до 156 человек в  2014 году.

На основании Распоряжения Губернатора Чукотского автономного округа проведена оптимизация штатов медицинских организаций, в результате которой сокращено 226,75 штатных единиц, из них  32 физических лица.

В 2014 году проведена реорганизация Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Чукотская окружная больница», в результате которой из состава Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Чукотская окружная больница» выделены районные больницы. В анализируемом периоде общее количество медицинских организаций уменьшилось на 2 единицы. При этом количество участковых больниц уменьшилось на 7 единиц, районных больниц – на 2 единицы, количество медицинских центров выросло на 2 единицы, амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов – на 5 единиц.

Значительная часть населения Чукотского автономного округа (около 32%) проживает в сельских поселениях, отдаленных друг от друга и от районных центров на большие расстояния, при полном отсутствии наземного сообщения между населенными пунктами и сезонным характером водного сообщения. Из 40 сельских населенных пунктов, 16 населенных пунктов находятся на расстоянии более 30 км от районной медицинской организации, где оказывается стационарная медицинская помощь:
-6 сельских населенных пунктов (с.Кепервеем, с.Янранай, с.Янракынот, с.Островное, с.Уэлькаль, с.Конергино) с численностью населения от 155 до 384 человек – на расстоянии от 30 до 100 км;
-4 сельских населенных пункта (с.Нунлигран, с.Илирней, с.Нутепельмен, с.Краснено) с численностью населения от 71 до 320 человек – на расстоянии от 100 до 200 км;
-6 сельских населенных пунктов (с.Биллингс, с.Алькотваам, с.Снежное, с.Ламутское, с.Чуванское, с.Ванкарем)  с численностью населения до 300 человек – на расстоянии свыше  200 км.

В настоящее время 30 сельских населенных пунктов Чукотского автономного округа не имеют круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог регионального значения. Вывоз больных из оленеводческих бригад и национальных сел осуществляется службой санитарной авиации.

Развитие скорой специализированной санитарно-авиационной помощи ограничено высокой стоимостью одного вылета и финансовыми возможностями окружного бюджета, что снижает  доступность медицинской помощи для населения отдаленных сельских населенных пунктов. В 2014 году количество летных часов  уменьшилось по сравнению с 2013 годом на 256,9 часов и составило 646,0 летных часа, стоимость летного часа увеличилась на 40,3 тыс. рублей и в 2014 году составила 304,9 тыс. рублей. Учет количества больных, вывезенных при помощи санитарной авиации, не ведется.

В анализируемом периоде сократилось количество командировок медицинских специалистов районного и окружного уровня в отдаленные населенные пункты Чукотки.

Среднегодовая фактическая численность врачей в медицинских организациях расположенных в сельских населенных пунктах в 2014 году составила 27 человек, то есть осталась на уровне 2013 года.

Из 40 медицинских организаций расположенных в сельских населенных пунктах, в 22 организациях  не предусмотрены штатные единицы врачей, медицинская помощь населению оказывалась средним медицинским персоналом. Следует отметить, что в 2014 году  наибольшая среднегодовая нагрузка на одного специалиста из числа среднего медицинского персонала приходилась на специалистов участковой больницы расположенной в селе Уэлен и фельдшерско-акушерского пункта, расположенного в  селе Энурмино Чукотского муниципального района. Данная ситуация сложилась в связи с нехваткой в указанных медицинских организациях среднего медицинского персонала. В 2013 году  в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном в селе Энурмино Чукотского муниципального района в связи с фактическим отсутствием среднего медицинского персонала,  медицинская помощь  жителям сельского поселения оказывалась работником из категории  младшего медицинского персонала. В фельдшерско-акушерском пункте, расположенном в селе Краснено Анадырского муниципального района,  в связи с фактическим отсутствием среднего медицинского персонала,  медицинская помощь в 2014 году  не оказывалась.

В медицинских организациях округа отмечается нехватка медицинских специалистов узкой специализации. В анализируемом периоде в целях реализации Подпрограммы «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» Государственной программы прибыли из центральных районов страны два врача для работы по контракту (период действия контрактов – 5 лет) в районную больницу  села Лаврентия Чукотского муниципального  района, что недостаточно для решения вопроса нехватки медицинских специалистов в сельских населенных пунктах.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия установлено, что сокращение коечного фонда при проведении мероприятий по оптимизации медицинских организаций, снижение объема скорой специализированной санитарно-авиационной помощи, сокращение количества командировок медицинских специалистов привело к снижению доступности медицинской помощи в сельских населенных пунктах.

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен Губернатору и в Думу Чукотского автономного округа.